Pentakomauto.ru

Pentakomauto.ru - красногвардейский блог

Ямвлих
Ямвлих
Ἰάμβλιχος
Дата рождения:

245/280

Место рождения:

Халкида (Сирия)

Дата смерти:

325/330

Гражданство:

Римская империя

Школа/традиция:

Сирийская школа неоплатонизма

Направление:

неоплатонизм

Период:

Поздняя Античность

Основные интересы:

платонизм, пифагореизм, мистика, астрология, магия, гадания

Оказавшие влияние:

Платон, Порфирий, Плотин

Испытавшие влияние:

Дексипп, Феодор Асинский, Эдесий

Я́мвлих (др.-греч. Ἰάμβλιχος, 245/280 — 325/330) — античный философ-неоплатоник, ученик Порфирия, глава Сирийской школы неоплатонизма в Апамее.

Содержание

Очерк

По происхождению сириец, родился в Халкиде (греч. «Ямвлих» является калькой с сирийского «он царь»). Особенностью учения Ямвлиха является сочетание платонизма с элементами пифагореизма, мистикой халдейских оракулов и языческим культом. Ямвлих занимался астрологией, магией, гаданием и практиками экстатического восхождения в сверхчувственные сферы.

Ямвлих комментировал труды Платона в эзотерическом духе, чем оказал большое влияние на развитие оккультизма; повлиял на Пико делла Мирандола, христианских каббалистов и др. При этом Ямвлих отмечал разницу не только между эзотеризмом и религией, но и между эзотеризмом и философией: «об эзотеризме надо мыслить эзотерически, о философии — по-философски».

Большое историко-философское значение имеет у Ямвлиха метод комментирования диалогов Платона (трактовка во всех аспектах — этическом, логическом, космологическом, физическом и др.), определивший все позднейшие неоплатонические комментарии и последовательность изучения диалогов, вплоть до флорентийской платоновской Академии. Т. н. «канон Ямвлиха» включает двенадцать диалогов, составляющих два цикла. Первый цикл:

  • Алкивиад I — введение в философию;
  • Горгий, Федон — этика;
  • Кратил, Теэтет — логика;
  • Софист, Политик — физика;
  • Федр, Пир — теология;
  • Филеб — сводка основных проблем платоновской философии.

Второй цикл (высший):

  • Тимей — физика;
  • Парменид — теология.

После изучения философии Платона предполагалось чтение и толкование Халдейских оракулов, которые со времен Ямвлиха стали неотъемлемой частью философского курса в неоплатонических школах.

Из учеников Ямвлиха наиболее известны Дексипп, Феодор Асинский, Эдесий, относящиеся к т. н. Пергамской школе неоплатонизма.

Теоретическая философия

Теоретическая философия Ямвлиха продолжает начавшуюся до него разработку основных категорий Плотина: Единого, Ума и Души. У Ямвлиха эти категории еще более дифференцируются и оформляются терминологически.

Наиболее существенно Ямвлих разработал сферу Единого. Так, в Едином Плотина Ямвлих различает два единых. Первое из них — как у самого Плотина — выше всякого бытия, всякого познания и всякого наименования. Второе есть начало всего последующего и потому именуется не только Единым, но и Благом. Это второе единое через оппозицию предела и беспредельного соединено с Единым-сущим (в соответствии со второй гипотезой «Парменида»)

В сфере ума Ямвлих различает триаду: бытие — жизнь — ум, то есть мыслимое (бытие), мыслящее (ум) и тождество того и другого (жизнь). Т.о. в сфере ума у него оказываются объединены космос умопостигаемый и космос мыслящий, а тем самым функции парадигмы и демиурга (в смысле космогонических терминов «Тимея»).

Душа причастна уму в меру своей ра́зумности и помещена над всеми внутрикосмическими душами как монада. Ямвлих строго отличал души людей, которые вечно связаны с умопостигаемой природой, от душ животных и не допускал их взаимоперехода (которое теоретически обосновывал Плотин).

Такая разработка — только начало дальнейшего различения, которое принимает вид строго триадического построения. Здесь у Ямвлиха уже выступает характерная для позднего неоплатонизма схоластичность, схематизм, проникающие даже в наиболее «диалектические» его построения, которые имеют выраженный мистический характер.

Согласно его учению, и «чистые умы» и «душа» — надмировые боги. Ниже таких располагаются в космосе небесные боги. Они «водительствуют» по отношению к 12 мировым сферам — земли, воды, воздуха, огня, семи планет и эфира. При этом число богов все увеличивается; так как 12 небесных богов также образуют триады, то их оказывается всего 36, а после умножения их числа на 10 (может быть, ввиду календарных соображений: древний год = 360 дней) число их достигает 360. Таким следуют поднебесные «охраняющие» боги и демоны отдельных людей и народов.

Практическая философия

В своей практической философии Ямвлих также проводит линию восстановления языческой религии. Он стремится восстановить все ее верования, все обряды и культовые действия, все предания о чудесах, все предзнаменования и молитвы. Такой тенденции посвящена антропология Ямвлиха: главным в человеке он считает не направленность на созерцание природы и космоса, а веру в богов и общение с ними.

Добродетели моральные и политические Ямвлих считает только низшими ступенями. Высшая — добродетель абсолютного единения с богами. Задача Ямвлиха — постигнуть суть теургии, мантики, жертвоприношения и молитвы. Он стремится классифицировать все основные явления в каждой из этих религиозных областей.

Ямвлих провозгласил догмат «всеобщего согласия тайновидящих всех времен и народов». Все восточные и греческие мудрецы, маги и прорицатели, поэты и философы, считал Ямвлих, во все времена возвещали одну и ту же неизменную и непогрешимую доктрину, которую жизненно необходимо понять и верно истолковать, чтобы убедиться в ее единстве.

Сочинения

  • Свод пифагорейских учений в 10 кн. (из них дошли: «Жизнь Пифагора» («Περὶ Πυθαγόρου αἱρέσεως»), «Протрептик», «Об общей математической науке», Комментарий к «Введению в арифметику» Никомаха, «Теологумены арифметики»
  • Комментарии к сочинениям Платона («Федр», «Тимей», «Парменид», «Алкивиад I», «Федон», «Филеб», «Софист») и Аристотеля («Категории», «Первая аналитика», «Об истолковании», «О небе») известны лишь по отдельным фрагментам.
  • В сочинении «О египетских мистериях» Ямвлих пытается дать истолкование и классификацию гаданий, жертвоприношений и других обрядов древней религии.
  • Совместно с Юлианом Халдеем и Юлианом Теургиком Ямвлих написал ряд сочинений по магии и оккультизму — «Книга Тайн», «Халдейский оракул» и др.
  • О других сочинениях известно главным образом по их названиям (напр. «О душе» и «Платонова теология»).

Тексты и переводы

О египетских мистериях:

  • Ямвлих. О египетских мистериях. / Пер. и вступ. ст. Л. Ю. Лукомского. М., 1995. 285 стр. 5000 экз. (в приложении «Жизнеописание Ямвлиха» Евнапия)
  • Ямвлих. О египетских мистериях. / Пер., вступ. ст. и прим. И. Ю. Мельниковой. М., Алетейа, 2004. 208 стр.
  • Jamblichi de mysterius liber, rec. G. Parthey, Berolini, 1857.
  • «О египетских мистериях» в англ. пер. Тейлора (начало XIX века)
  • «О египетских мистериях» в англ. пер. Уайлдера (1911)
  • Iamblichus, On the Mysteries, trans. with introduction and notes, by Emma C. Clarke, John M. Dillon & Jackson P. Hershbell, SCM Press: Atlanta, 2003 (co-publ. Brill Leiden, 2003)
  • В серии «Collection Budé»: Jamblique. Les Mystères d’Egypte. Texte établi et traduit par E. des Places. 4e tirage 2003. 401 p.

О жизни Пифагора:

  • «О жизни Пифагора» (издание 1815 года с лат. пер.)
  • Jamblichi de vita Pythagorica liber, rec. A. Nauck, Petropoli, 1884.
  • Nauk (1884), Pistelli (1888).
  • Жизнь Пифагора. / Пер. Ю. А. Полуэктова. СПб., 1997.
  • Ямвлих. Жизнь Пифагора. / Пер., вступ. ст. и прим. В. Б. Черниговского. М.: Алетейа. 1997. 179 стр. 5000 экз.
    • 2-е изд., перераб. М., Алетейа-Новый акрополь. 1998. 248 стр.

Теологумены арифметики:

  • Ямвлих Халкидский. Теологумены арифметики. / Сокр. пер. В. В. Бибихина. // Лосев А. Ф. История античной эстетики. [В 8 т. Т.7] Последние века. Кн.2. М.: Искусство. 1988. С. 395—419.
  • Теологумены арифметики. Пер. В. В. Бибихина и А. И. Щетникова. Вступит. статья и комм. А. И. Щетникова. Новосибирск: АНТ, 2007.

Другие сочинения:

  • «О науке общей математики» (издание 1891 года)
  • Iamblichus, De Anima, text, translation and commentary, edd. John F. Finamore & John M. Dillon / Bril: Leiden, 2002. 299 p.
  • В серии «Collection Budé»: Jamblique. Protreptique. Texte établi et traduit par E. des Places. 2e tirage 2003. VII, 289 p. ISBN 978-2-251-00397-9
  • Ответ учителя Абаммона на письмо Порфирия к Анебону. / Пер. И. И. Маханькова. // Знание за пределами науки. М., 1996.

Фрагменты:

  • Ямвлих Халкидский. Комментарии на диалоги Платона. / Пер., вступ. ст. и комм. Р. В. Светлова. (Серия «Античная библиотека». Раздел «Античная философия»). СПб., Алетейя. 2000. 320 стр.

Литература

  • Месяц С. В. Ямвлих. // Античная философия: Энциклопедический словарь. М., 2008. С. 837—848. (с библиографией)
  • История философии, т. 1. — М., 1940, с. 372—375.
  • Асмус В. Ф. Античная философия. — М., 1994, с. 392—394.
  • Лосев А. Ф. История античной эстетики. Последние века. — М.: Искусство. 1988. Кн. I. С. 122—301.
  • Шичалин Ю. А. История античного платонизма. — М., 2000.


Ямвлих.