Pentakomauto.ru

Pentakomauto.ru - красногвардейский блог

Православный календарь
Календарь
Данные о календаре
Тип
календаря

Солнечный, лунный, лунно-солнечный

Календарная
эра
Вставка
високосов

Другие календари
Армелина · Армянский: языческий, христианский · Ассирийский · Ацтекский · Бахаи · Бенгальский · Буддийский · Вавилонский · Византийский · Вьетнамский · Гильбурда · Голоценский · Григорианский · Грузинский · Древнегреческий · Древнеегипетский · Древнеиндийский · Древнекитайский · Древнеперсидский · Древнеславянский · Еврейский · Зороастрийский · Индийский · Инки · Иранский · Ирландский · Исламский · Китайский · Конта · Коптский · Малайский · Майя · Непальский · Новоюлианский · Римский · Симметричный · Советский · Тамильский · Тайский: лунный, солнечный · Тибетский · Трёхсезонный · Туркменский · Универсальный · Французский · Ханаанейский · Хараппский · Чучхе · Шведский · Шумерский · Эфиопский · Юлианский · Яванский · Японский

Православный календарь — неофициальный, разговорный термин, под которым обычно подразумевают либо счисление времени, принятое в данной поместной православной Церкви, либо годовой богослужебный круг, изложенный в формате месяцеслова. Также название печатных изданий разного типа, содержащих (помимо общего календарного функционала) приспособленные к конкретному году элементы месяцеслова и другие материалы богослужебно-менологического характера.

Содержание

Старостильные церкви

Русская православная церковь в литургической жизни использует частично реформированный императором Петром I византийский календарь (так называемый старый стиль). Старообрядчество не приняло реформ императора Петра I и использует не искажённый византийский календарь, отсчёт лет в котором идёт от сотворения мира и началом года является 1 сентября.

Вопрос о календаре обсуждался на Всероссийском Поместном Соборе в конце января 1918 года, после введения большевиками григорианского календаря в Российской республике[1]; после дискуссии в соединенном собрании Отдела о богослужении и Отдела о правовом положении Церкви в государстве было принято решение, что «в течение 1918 года Церковь в своем обиходе будет руководствоваться старым стилем»[1]. 15 марта 1918 года в заседании Отдела о богослужении, проповедничестве и храме было принято следующее решение: "1) ввиду важности вопроса о реформе календаря и невозможности, с церковно-канонической точки зрения, скорого самостоятельного решения его русскою Церковию, без предварительного сношения по сему вопросу с представителями всех автокефальных Церквей, оставить в Русской православной церкви византийский календарь во всей его полноте <…> "[2]

Начало церковного года (индикта) — 1 сентября по византийскому календарю; но фактический литургический год начинается с Недели Пасхи.

Счисление лет ведётся от предполагаемого года рождения Спасителя, что совпадает с общепринятым летосчислением. Было введено Петром Великим: 19 декабря 7208 года от сотворения мира царь Петр I подписал указ «О писании впредь генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира».

До XVIII века в Великом княжестве Московском было принято летосчисление «от сотворения мира», введённое в Византии в VI (сотворение мира относилось к 5 508 году до н. э.), что не надо смешивать с еврейским счётом лет, идущим от 3 761 года до новой эры. Так, 2010-й год до осеннего равноденствия соответствует 2010 + 5508 = 7518-у году «от Сотворения Мира» (проверка по указу Петра: 1700 + 310 = 2010 соответствует 7208 + 310 = 7518), после 22-23 сентября 2010 это уже лето 7519-е.

Наряду с византийским календарём для определения так называемых переходящих праздников используется исчисление по дате Пасхи, сделанное на основании лунного календаря. Дата Пасхи может находиться в пределах с 4 апреля (22 марта) по 8 мая (25 апреля).

Аналогичный календарь принят в Иерусалимской Церкви, Грузинской Церкви и Сербской Церкви.

Новостильные церкви

23 марта 1924 Константинопольская Патриархия приняла к использованию новоюлианский календарь; за нею последовали многие иные поместные Церкви, в том числе и Патриаршая Церковь в СССР, но была вынуждена вскоре отказаться ввиду массового неприятия верующими.

В результате, 10 из 15 автокефальных православных церквей неподвижные праздники стали праздновать по новоюлианскому календарю, который до 2800 года будет совпадать с григорианским, Пасху же совершать, как и прежде, по юлианскому календарю. Автономная Финская православная церковь является единственной, которая все праздники, включая Пасху, совершает по григорианскому календарю.

На Афоне, находящемся в юрисдикции Константинопольского Патриархата, используется исключительно юлианский календарь, в том числе в административных документах.

См. также

Примечания

  1. ↑ Дискуссия по календарному вопросу на Всероссийском Поместном Соборе 1917—18 гг.
  2. Цит. по: «Православный календарь на 1922 г.» — Издание Е. Г. Парфенова М., первый форзац.

Ссылки

  • Православный календарь
  • Православный календарь
  • Православный церковный календарь1800-2100 с постами и Великими праздниками
  • Вычисляемый православный календарь
  • Православный календарь (с календарём православных постов)
  • Часы с Православным календарем
  • Перевод современных дат в византийское летосчисление
  • Православный календарь
  • Церковный календарь на телеканале «Союз»

Православный календарь.