Pentakomauto.ru

Pentakomauto.ru - красногвардейский блог

Павелецкий вокзал

55°43′46″ с. ш. 37°38′21″ в. д. / 55.729444° с. ш. 37.639167° в. д. (G) (O) (Я)

Станция
Москва-Пассажирская-Павелецкая
Павелецкое направление
Московская железная дорога
Отделение ж. д.:

Московско-Курский регион

Дата открытия:

1900 год[1]

Прежние названия:

Саратовский вокзал

Тип:

пассажирская[2]

Количество платформ:

10

Количество путей:

12

Тип платформ:

боковые, островные

Форма платформ:

прямая, изогнутая

Электрифицирована:

1953 год
Москва-Пасс.-Павелецкая — Домодедово[3]

Ток:

постоянный, =3кВ[3]

Архитекторы:

А. Красовский

Выход к:

Павелецкая площадь

Расположение:

Москва

Пересадка на станции:

Павелецкая
Павелецкая

Тарифная зона:

0

Работающие операторы
сотовой связи:

Билайн, МТС, МегаФон, Скайлинк

Код станции:

193519[2]

Код в «Экспресс-3»:

2000005[4]

Станция
Москва-Пассажирская-Павелецкая
на Викискладе

Павеле́цкий вокзал — пассажирский терминал станции Москва-Пассажирская-Павелецкая, расположенный по адресу: Павелецкая площадь, д.1. Один из девяти железнодорожных вокзалов Москвы.

Содержание

Краткая характеристика

Вокзал был построен в 1900 году по проекту архитектора А. Красовского[5] (по другим данным, по проекту архитектора Н. А. Квашнина[6]) для обслуживания Рязано-Уральской железной дороги. Первоначально вокзал назывался Саратовским, в связи с тем, что управление Рязано-Уральской дороги находилось в Саратове. Лишь в послевоенное время вокзал получил нынешнее название по посёлку Павелец Рязанской области. Павелецкий вокзал связывает столицу со Средним и Нижним Поволжьем, Центральным Черноземьем, Донбассом, а также некоторыми городами Кавказа; в этой связи он фактически является дублером Казанского, однако в перевозках дальнего следования используется не слишком интенсивно из-за инфраструктурной неразвитости отдельных участков магистрали. Также с вокзала идут пригородные электропоезда до аэропорта «Домодедово» и по Павелецкому направлению до станции Узуново.

Направления

Адлер, Астрахань, Баку, Балаково, Балашов, Волгоград, Воронеж, Донецк, Елец, Краснодар, Липецк, Лиски, Луганск, Махачкала, Назрань, Новомосковск, Новороссийск, Саратов, Ставрополь, Тамбов.

История вокзала

Строительство ветви Рязано-Уральской железной дороги

Общество Рязанско-Уральской железной дороги в царской России управляло крупнейшей частной дорогой, которая связала 12 густонаселённых губерний. Но выхода в Москву дорога не имела. В связи с этим Правление дороги выступило перед правительством с ходатайством дать разрешение на постройку ветви Павелец — Москва. В мае 1897 года, было получено разрешение Николая II на постройку линии. Постройка новой ветки была завершена в сжатые сроки — на 8,5 месяцев ранее назначенного. Однако построенная дорога не имела вокзала в Москве.

Открытие вокзала прошло 1 сентября 1900 года. На вокзале было отслужено молебствие с водоосвящением. На торжествах присутствовали главный инженер строительства В. В. Тимофеев, начальники служб, станционный персонал и представители делового мира — будущие грузоотправители.

Особенности строительства вокзала

Вокзал был построен по строительным канонам того времени: здание симметричное с повышенным центром, высокие окна, широкий и удобный подъезд. По главному фасаду со стороны площади были расположены входы, вестибюль, багажное отделение, залы для публики и помещения, назначение которых требует близости к залам — билетные кассы, телеграф, аптека и буфет. В центре — высокий обширный операционный зал, отделявший помещения для пассажиров первого и второго классов от третьего класса.

Построено здание из кирпича на бутовом фундаменте в два этажа с третьим над средней купольной частью здания и с мансардами над боковыми выступающими частями. Длина вокзала составляла 83,7 м. Наружные стены имели толщину в 2,5 кирпича — запас прочности для невысокого здания изрядный. Наружная поверхность стен облицована специальным кирпичом, цоколь — тесаным камнем, вестибюль и карнизы в залах имели лепные украшения. Во всем чувствовалась основательность и солидность.

По фасаду вокзала со стороны железнодорожных путей были сосредоточены служебные помещения, место для жандармов, парадные царские комнаты и выходы на платформы. Для своего времени вокзал был достаточно удобен, рационально спланирован, имел оригинальную систему отопления и необыкновенно изящную башенку-амфору, игравшую роль флагштока.

Реконструкция вокзала

Электровоз ЧС2 на Павелецком вокзале

Старый Павелецкий вокзал органично вписался в облик городской площади. Поэтому когда в начале 1980-х годов пришла пора генеральной реконструкции, требования к её проекту были весьма высоки: необходимо было обеспечить современные удобства пассажирам, и параллельно решить непростую градостроительную задачу — сохранить облик московской площади, оставить узнаваемым её силуэт, отложившийся в памяти москвичей.

Реконструкция проводилась трестом «Мострансстрой». Архитекторы А. Гурков, С. Кузнецова и А. Воронцов успешно выполнили сложную творческую задачу, в основном сохранив стиль прежнего здания.

Капитально обновлённый Павелецкий открылся 3 ноября 1987 года.

Новый вокзал превысил старый в шесть раз по объёму и в четыре по пропускной способности, стал значительно удобнее и комфортнее. Теперь он в состоянии принять, обслужить и разместить в своих залах около 10 тыс. человек в час — это уровень весьма крупного транспортного комплекса.

Со стороны площади здание смотрится одноэтажным. Однако на самом деле там разместилось три уровня пассажирских помещений, технический этаж и новейшие системы обслуживания.[уточнить]

Современный вокзал

Платформа Павелецкого вокзала сегодня

Интересные факты

  • Известный нам сегодня по названию «Павелецкий» вокзал вплоть до послевоенного времени именовался «Саратовским», а привокзальная площадь — «Саратовской». Это было связано с тем, что управление Рязано-Уральской дороги находилось в Саратове. В настоящее время в Саратове находится управление Приволжской железной дороги, правопреемницы Рязано-Уральской железной дороги, к которой также относятся железные дороги Астраханской и Волгоградской областей (Астраханское и Волгоградское отделения Приволжской ЖД, соответственно).
  • На Павелецкий вокзал 23 января 1924 года прибыл траурный поезд с телом В. И. Ленина. В 1979—1980 гг. слева от вокзала был построен Павильон-музей «Траурный поезд В. И. Ленина». С 1941 по 1992 год площадь перед вокзалом называлась Ленинской в память о данном событии.
  • Павелецкое направление обслуживается пассажирскими электровозами ЧС2К депо Ожерелье, прошедшими модернизацию в Ярославле.
  • Павелецкий вокзал показан в фильмах «Роковая ошибка», «Парниковый эффект», «4 таксиста и собака».
  • Пассажиропоток Павелецкого вокзала составляет более 1 тыс. человек/час.[7]
  • Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин в 2009 году назвал «форменным варварством» планы московского правительства построить на площади Павелецкого вокзала гигантский торговый центр, который полностью закроет вид на вокзал со стороны Садового кольца[8].

Источники архивные

  • РГИА, ф. 446, оп. 30, д. 11. Доклад № 173 от 11 июня 1899 г. «О возведении пассажирского здания в гор. Москве для Павелецкой линии Рязано-Уральской жел. дор.»

Примечания

  1. Железнодорожные станции СССР. Справочник. — М.: Транспорт, 1981
  2. ↑ Справочник станций РЖД
  3. ↑ История электрификации железных дорог СССР
  4. Единая сетевая разметка
  5. Павелецкий или Саратовский вокзал
  6. Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): илл. биогр. словарь / Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А.В.Щусева и др. — М.: КРАБиК, 1998. — С. 129. — 320 с. — ISBN 5-900395-17-0
  7. Краткая справка по станции Павелецкий вокзал
  8. Блинкин Михаил | Гости | Русская служба новостей

Ссылки

  • Официальный сайт Павелецкого вокзала
  • Вокзал на Зацепе
  • Расписание поездов Павелецкого вокзала
  • Расписание электропоездов Павелецкого вокзала
  • Схема маршрутов электричек с Павелецкого вокзала


Вокзалы Москвы
Белорусский | Казанский | Киевский | Курский | Ленинградский | Павелецкий | Рижский | Савёловский | Ярославский | Нижегородский (бывший) | Центральный (не реализован) | Правительственный


Павелецкий вокзал.