Pentakomauto.ru

Pentakomauto.ru - красногвардейский блог

Каппадокия

38°40′00″ с. ш. 34°51′00″ в. д. / 38.666667° с. ш. 34.85° в. д. (G) (O)

Вид крепости Учхисар, выдолбленной в скале
(обитаема в византийский и турецкий периоды)
Провинция Каппадокия в составе Римской империи

Каппадо́кия (греч. Καππαδοκία, лат. Cappadocia, тур. Kapadokya, перс. کاپادوکیه‎, Katpatuka — «Страна прекрасных лошадей») — историческое название местности на востоке Малой Азии на территории современной Турции (часть земель провинций Невшехир, Кайсери, Аксарай и Нигде), употребляющееся со времён античности вплоть до наших дней. Характеризуется чрезвычайно интересным ландшафтом вулканического происхождения, подземными городами, созданными в 1 тыс. до н. э. и обширными пещерными монастырями, ведущими свою историю со времён ранних христиан. Национальный парк Гёреме и пещерные поселения Каппадокии входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Содержание

Местоположение

Каппадокия на карте Малой Азии. Обозначены другие границы эллинистических государств и римских провинций

В различные периоды времени границы Каппадокии менялись. В настоящее время под этим названием принято понимать её основное ядро. Область находится в центре п-ва Малая Азия, не имея выходов к морю. Это по большей части ровное, лишенное растительности плоскогорье с континентальным климатом, редкими реками, которое находится на высоте 1000 м над уровнем моря. С юга оно ограничено горами Эрджияс (Erciyes Dag, 3916 м, греч. назв. Аргеос) и Хасан (Hasan Dag, 3253 м) (хребет Тавр) и простирается на север рядами долин к реке Кызыл-Ирмак и солёному озеру Туз.

Из рек Каппадокии главными были Галис (ныне Кызыл-Ирмак) и Ирис (ныне Ешильырмак) с многоводным притоком Ликос (совр. Келькит). Бывшие исторические области Малой Азии, окружавшие Каппадокию, таковы: с севера Понт, с северо-востока — Армения, на востоке Месопотамия, на юге Сирия и Киликия.

Эти территории в древности были известны как Каппадокия Великая или Средиземноморская. Периодически в состав Каппадокии включались земли, выходящие к Чёрному морю, они назывались Каппадокия Малая, Понтийская или Верхняя, (хотя в истории они больше известны под самостоятельным названием Понт, являвшимся время от времени независимым государством).

Города

Большинство городов Каппадокии либо известны с древнейших времён и упоминаются во многих источниках античности, либо были основаны исламскими завоевателями ок. XIII в.

Исторические области Малой Азии во времена классической античности
  • Кайсери — Кесария Каппадокийская, Цезарея (основана ок. 3000 г. до н. э.)
  • Невшехир — стар. Мускара
  • Юргюп (Ургуп)
  • Гёреме — стар. Мачан
  • Аванос — стар. Венасса
  • Султанханы (с 1229 г.)
  • Гюзельюрт — антич. Гельвери
  • Агзыкарахан
  • Алайхан (с 1292 г.)
  • Оресин Хан (с XIII в.)
  • Хаджи Бекташ
  • Конья (в отдельные исторические периоды также входила в состав Каппадокии).
  • Мустафапаша
  • Аксарай — Колония Каппадокийская[1]

Язык и население

Во времена античности регион был населён индоевропейскими племенами иранского происхождения (иранские народы[источник не указан 196 дней]. Каппадокия, особенно античная и средневековая, имеет довольно богатую языковую историю из-за того что регион лежал на перекрёстке нескольких важных миграционных потоков как индоевропейских, так и неиндоевропейских народов. Причём для средневековой Кападдокии характерна постепенная ассимиляция индоевропейских носителей (греки, армяне[2][3], курды[источник не указан 196 дней]) неиндоевропейскими (турки).

После захвата региона Александром Македонским в 4 в. до н. э. в Каппадокии наступает эллинистический период, то есть имеет место прогрессивная ассимиляция или эллинизация местного населения. Тем не менее, ни во времена античности, ни во времена Византии, когда здесь распространяется особая форма греческого языка — византийский язык — полной ассимиляции автохтонного населения не происходит. Так, вероятно, из-за того что греки составляли не более трети местного населения и не проводили агрессивной лингвистической политики, греческий язык являлся лишь лингва франка региона. В 1923 г. по Лозаннскому договору состоялся Греко-турецкий обмен населением, по которому все грекоязычное население покинуло данные земли.

Ситуация резко меняется после 1071 года, когда выигранная битва при Манзикерте открывает туркам ворота в Малую Азию. Массовый наплыв тюркских кочевников и их доминирующее военное положение приводят к исламизации, а затем и к ассимиляции большинства местных народов турками. Большинство греков при этом переходит на турецкий язык, а точнее его особый караманский диалект (см. «Караманлиды»). В среде тех немногих греческих крестьян, которые сохраняют способность общаться на среднегреческом, при сильном турецком влиянии развивается так называемый каппадокийский язык, существовавший до середины XX века. Из существовавших национальных меньшинство следует отметить карманлидов и катаонов (жителей Ю.Катаонии).

По имеющимся данным, в 1813 году, армяне все еще составляли ок.60% населения Кесарии, а в области горы Эрджияс, насчитывалось 34 армянских села [4][неавторитетный источник? 195 дней].

Кроме турок в настоящий момент в Каппадокии обитают также курды.

Геологическая характеристика

Долина реки к северу от Учхисара. Хорошо заметна слоистость расположения горных пород

Каппадокия отличается уникальной геологией. Своим строением она обязана последовательному действию двух противоположных природных сил в период кайнозоя около 65-62 млн лет назад:

  1. Период, когда благодаря извержениям вулканов и излияниям лав её покрыли туфы и другие геологические породы.
  2. Период эрозий.

В период образования гор, в частности хребта Тавр, в средней Анатолии, частью которой является Каппадокия, образовались разломы глубинного заложения. Магма, изливаясь на поверхность, образовывала вулканы, таким образом параллельно Тавру появилась линия новых вулканов (Эрджиес, Девели, Мелендиз, Кейчибойдуран, Хасан и Гюллюдаг). Пик активности этих вулканов пришёлся на период позднего миоцена (ок. 70 миллионов лет назад)[5].

Лава и туф, заполняя понижения рельефа, выравнивали долины и склоны и образовали плато на месте горной страны. Так появились конусы потухших вулканов, застывшие потоки лавы, пласты серого пепла и россыпи обломков пирита.

Следующий период характеризуется эрозией и выветриванием. Благодаря резко континентальному климату Каппадокии с внезапными и значительными перепадами температуры, в горных породах образовывались трещины. Вода и лёд способствовали разрушению скал, наряду с проливными дождями и воздействием рек. (В образовании долин этой местности особую роль сыграли р. Кызыл-Ирмак и впадающие в неё р. Невшехир, Дамса и их притоки). Они разрушали вулканические породы. С течением времени из вулканической породы образовывались отдельные холмы.

Каменные столбы

Именно таким образом были образованы знаменитые «каменные столбы» перибаджалары (тур. Peri bacaları, «камины фей», англ. fairy chimney) — останцы в виде каменных грибов и каменных столбов причудливых форм и очертаний. Геологический разрез этих образований выглядит следующим образом:

Долина Паша Баглари

Ранее базальты и андезиты покрывали туфовую основу полностью, теперь же благодаря процессу разрушения увидеть эти их можно только в отдельных частях скал: они нависают крупными блоками («шляпками») на конусообразных туфовых столбах. Под ними видна четкая горизонтальная линия, обозначающая границу скалы и туфа. Шейка туфового конуса со временем постепенно утончается, благодаря чему в какой-то момент эта «шляпка» будет обрушена. Не защищённые сверху останцы разрушаются полностью. Процесс их образования и разрушения, проявившийся в четвертичном периоде, продолжается и до наших дней[6].

Туфовые конусы высятся либо сплошной стеной, либо отдельными группами. Некоторые из этих скал достигают высоты 40 м. Этот вид образований считается присущим исключительно Каппадокии: 18-ти километровая территория Кызыл-Ирмака, Дамса-Чайы (на востоке), Невшехир-Чайы (на западе), а на юге 288 кв.м. между Ойлы и Кермильскими горами. Типичная форма — «грибы», хотя есть и более экзотические формы. Так, в окрестностях Гёреме находится т. н. Love Valley (Нижняя долина, она же Долина пенисов, Penis Valley)[7], скальные образования которых имеют очевидные формы фаллосов (см. илл.[8]).

В окрестностях г. Кула в Эгейском регионе Турции имеется по аналогии названная область «Куладоккия», площадью 37,5 гектар, образовавшаяся схожим образом из вулканических пород.

Климат и растительность

Климат Каппадокии умеренно континентальный, с жарким и сухим летом и холодной зимой. Зимой (с декабря по февраль) температура в ночные часы понижается до отрицательных значений (0...-15), днем бывает слабо положительной (от 1 до 5 тепла). Самое жаркое время года с июня по сентябрь (ночью +15...+20 , днем около 30 градусов). Самый засушливый месяц - август, в нем месячное количество осадков всего 10 мм, а число дней с дождем в среднем не более 3. Больше всего осадков выпадает в апреле и мае (40-50 мм), в них наблюдается 12-13 дней с осадками. [9] Растительности мало, но почва прекрасно подходит для выращивания винограда (один из немногих регионов в Турции). Горное плато отличается континентальным климатом, неблагоприятным для произрастания южных злаков и плодовых деревьев.

История

История Каппадокии ведёт своё начало с 5 тыс. до н. э. Все это время регион находился на перекрёстке цивилизаций, входя поочерёдно в состав Хеттской, Персидской, Римской и Османской империй и иных государственных образований, и служа ареной многочисленных войн.

Основные даты:

Культура Каппадокии

Ворота караван-сарая

До принятия христианства Каппадокия находилась на задворках различных империй, слабо поддаваясь влиянию как эллинизации, так и романизации. Для страны были характерны различные языческие культы. Начиная с первых веков нашей эры регион превращается в одно из основных ядер распространения христианства, благодаря обширному распространению монастырей. Из Каппадокии вышли просветители готов, армян и грузин: Вульфила, Григорий Просветитель и Нино Каппадокийская, бесчисленное количество святых, а также Великие каппадокийцы (Василий Великий, Григорий Нисский и Григорий Богослов), которые в IV веке внесли значимую лепту в христианство, разработав, в частности учение о Троице, а также введя праздник Рождества.

Каппадокийцами являются в апокрифических источниках известные христианские святые воины-мученики свв. Георгий и Лонгин.

С XI—XV вв. начинается активная исламизация данных земель.

Пещерные поселения Каппадокии

В мировой культуре

В литературе

В кинематографе

  • В Каппадокии, долина Гёреме, состоялись съёмки фильма Пазолини «Медея» с Марией Каллас в главной роли.
  • Согласно упорной легенде, именно странными ландшафтами Каппадокии и её пещерными домами вдохновлялся Лукас при создании пустынных ландшафтов Татуина в «Звёздные войны. Эпизод IV. Новая надежда». Более того, местные жители даже показывают места, где «происходили и сами съёмки».

В компьютерных играх

Примечания

  1. Византийские города на современной территории Турции
  2. [1] архив
  3. Клод Мутафян // Последнее королевство Армении // Изд-во «Бородино» стр. 21 (161) 2009 г. — ISBN 599011295
  4. [2]
  5. География Каппадокии
  6. Formation of «Fairy Chimneys»
  7. Penis Valley: Малоизвестная Турция
  8. Фото из Love Valley
  9. Климат и Погода в Каппадокии,
  10. Мережковский Дмитрий Сергеевич. Смерть богов. Юлиан Отступник
  11. Иосиф Бродский. Стихотворение «Каппадокия»

Литература

  • Hisely, «Disp. de historia Cappadociae» (1883)
  • Clinton, «Fasti Hellenici» (III, 429—438)
  • E. Meyer, «Kappadokien» (в энцикл. Эрша и Грубера, II, 32)
  • Neslihan Asutay-Fleissig: Templonanlagen in den Höhlenkirchen Kappadokiens. Frankfurt am Main 1996. ISBN 3-631-49656-7
  • Roberto Bixio (Hrsg.): Cappadocia — le città sotterranee. Rom 2002. ISBN 88-240-3523-X
  • Andus Emge: Wohnen in den Höhlen von Göreme. Traditionelle Bauweise und Symbolik in Zentralanatolien. Berlin 1990. ISBN 3-496-00487-8
  • Michael Henke: Kappadokien in hellenistischer Zeit. Münster 2005
  • Friedrich Hild, Marcell Restle: Kappadokien (Kappadokia, Charsianon, Sebasteia und Lykandos). Tabula Imperii Byzantini. Wien 1981. ISBN 3-7001-0401-4
  • Catherine Jolivet-Lévy: Les églises byzantines de Cappadoce. Le programme iconographique de l’abside et de ses abords. Paris 1991. ISBN 2-222-04451-0
  • Catherine Jolivet-Lévy: La Cappadoce. Mémoire de Byzance. Paris 1997. ISBN 2-84272-021-0, ISBN 2-271-05500-8
  • Catherine Jolivet-Lévy: La Cappadoce médiévale. 14. St.-Léger-Vauban 2001. ISBN 2-7369-0276-9
  • Catherine Jolivet-Lévy: Etudes cappadociennes. Pindar Press, London 2002. ISBN 1-899828-48-6
  • Brigitte LeGuen-Pollet (Hrsg.): La Cappadoce méridionale jusqu'à la fin de l'époque romaine, Ètat des recherches; actes du colloque d’Istanbul. Institut Français d’Etudes Anatoliennes, 13. — 14. avril 1987. Paris 1991. ISBN 2-86538-225-7
  • Lyn Rodley: Cave monasteries of Byzantine Cappadocia. Cambridge 1985. ISBN 0-521-26798-6
  • Jürgen Süß, Andus Emge, u. a.: Kappadokien — Land der Höhlenkirchen und Vulkane. Brühl 2004, CD-ROM, Infos
  • Nicole Thierry: Haut moyen-âge en Cappadoce. Les églises de la région de Çavusin. Bibliothèque archéologique et historique. Bd. 102 (2 Bde.). Paris 1983, 1994.
  • Nicole Thierry: La Cappadoce de l’antiquité au Moyen Age. Bibliothèque de l’antiquité tardive. Bd 4. Turnhout 2002. ISBN 2-503-50947-9
  • Nicole Thierry (Hrsg.): Mystérieuse Cappadoce. Les dossiers d’archéologie. Bd 283. Dijon 2003.
  • Hanna Wiemer-Enis: Die Wandmalerei einer kappadokischen Höhlenkirche. Die neue Tokalı in Göreme. Frankfurt am Main 1993. ISBN 3-631-46260-3
  • Hanna Wiemer-Enis: Spätbyzantinische Wandmalerei in den Höhlenkirchen Kappadokiens in der Türkei. Petersberg 2000. ISBN 3-932526-70-8
  • Susanne Oberheu, Michael Wadenpohl: Kappadokien: Ein Reiseführer durch das Land der Feenkamine und Felsenburgen. Books on Demand GmbH, Norderstedt 2007, Buchinfos
  • Каппадокия. Путеводитель. Русс.яз. Автор — Mehmet Cuhadar. Turkey, 2007. ISBN 975-285-108-9

См. также

Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 357
рус. • англ. • фр.

Списки:

Ссылки

  • Фотоальбом Каппадокии
  • Официальный сайт каппадокийских греков. Англ.яз.
  • Монеты царей Каппадокии
  • Каппадокия как место сплетения культурных традиций: роспись древних подземных храмов и монастырей.
  • Кузнецов И. В. Pontica Caucasica Ethnica. Центр понтийско-кавказских исследований. Краснодар, 1995

Каппадокия.