Pentakomauto.ru

Pentakomauto.ru - красногвардейский блог

Железные дороги Москвы
Московский железнодорожный узел

Железнодорожная сеть в Москве представлена десятью основными направлениями с девятью вокзалами (с восьми вокзалов осуществляется как пригородное, так и дальнее сообщение, один вокзал (Савёловский) обслуживает только пригородные перевозки), Московской окружной железной дорогой, несколькими соединительными ветвями и рядом ответвлений, в основном однопутных, относительно небольшой длины, основная часть из которых полностью находится в черте города.

Все железные дороги Москвы относятся к Московской железной дороге, кроме Ленинградского направления, относящегося к Октябрьской железной дороге, которая тоже входит в Московский железнодорожный узел, имеет при этом ССВ с некоторыми направлениями Московской железной дороги. При этом цены и правила оплаты проезда в пригородных электричках одинаковы на всех направлениях без исключения, согласно правилам Московской железной дороги.

В 1990-е2000-е годы ряд железнодорожных веток, обслуживавших промышленные предприятия, был закрыт в связи с выводом этих предприятий из города или серьёзным сокращением объёмов производства.

Содержание

Оплата проезда

Стоимость проезда определяется:

  1. В черте Москвы (пункт отправления и назначения находятся в зонах 0-2 включительно) приравнена к стоимости одной поездки в Московском метрополитене за 2010 год: 26 рублей.
  2. Далее:
    1. Пункт отправления и назначения находится на одном направлении: (больший номер зоны — меньший номер зоны)*16.5 руб, но не менее 16.5 руб.
    2. Пункт отправления и назначения находится на разном направлении: сумма номеров зон*16.5 руб

Стоимость абонемента выходного дня определяется путём подстановки из тарифной сетки тарифа, соответствующего числу зон (за исключением: абонемент по Москве на сквозной маршрут по минимальному тарифу (250 руб)

Экспериментальная система

Хотя она была введена на обычных электропоездах, но на практике под неё приведены цены на экспрессы Рижского и Казанского направления.

С 15 января по 5 февраля 2010 года, начиная с Октябрьской железной дороги, изменились правила подсчёта тарифа:

  1. В черте Москвы (пункт отправления и назначения находятся в зонах 0-2 включительно) приравнена к стоимости одной поездки на Московском Метрополитене: 26 рублей.
  2. В черте Московской Области:
    1. разница зон (больший номер зоны — меньший номер зоны)*16,5 руб, но не менее 16,5 руб;
    2. при следовании до пограничной платформы г. Москвы (Трикотажная, Ховрино, Марк, Лось, Новогиреево, Косино, Бирюлёво пасс, Бутово, Переделкино, Сетунь) (больший номер зоны — 2)*16,5 руб;
    3. при следовании до других станций в черте г. Москвы (больший номер зоны — 2)*16,5 руб+26 руб.

Основной предпосылкой ввода являлся «Эффект Выхино», а именно пересадка большинства пассажиров на более дешёвой станции, а не более удобной (в случае с Казанским направлением пересадки есть на станциях метро Комсомольская, Электрозаводская, Авиамоторная, Рязанский проспект, Выхино), однако изменение привело к обратному эффекту, при котором пассажиры пересели на автобусы (имеющие пересадку только на данную станцию), то есть загрузка станции Выхино не только не уменьшилась, но и возросла.

Правила привели к тому, что стоимость проезда до вокзала снизилась на 7 рублей, однако при следовании из зоны 2 в зону 3 повысилась с 16,50 руб до 42,50 руб, что вызвало социальные возмущения, в частности:

  • На Октябрьском направлении при честной оплате проезда электричка оказалась неконкурентоспособным транспортом: стоимость проезда до Химок по железной дороге составила 42,50 руб. (при этом на автобусах утверждены тарифы 24, 27, 30 рублей), а до Зеленограда 75 руб. 50 коп. (40 на автобусном маршруте 40 и 50 рублей в маршрутке). При этом стоимость абонемента на электричку оказалась около 2000 (до Химок), а на автобусы/троллейбусы до Химок 920, до Зеленограда — 1400.
  • Кассиры на станциях в Московской области не информировали, что новая цена действует хоть до вокзала, если пассажир спрашивал билет до остановочного пункта с пересадкой на метро.
  • Пострадала пересадка Перово-Чухлинка, а также весь обслуживаемый район в связи с тем, что он обслуживается только автобусом 787 (из идущих через МКАД), который не обслуживает зону 3 Казанского направления, а также другие остановки на Кусковской улице. Пассажиры вынуждены для удешевления пересадки пользоваться автобусами 723 и 773, которые не известны всем и следуют через пробочный участок на Большой Косинской улице; либо проходить пешком шоссе Фрезер.
  • Упал платёжеспособный поток на станции Лосиноостровская.
  • Подорожала стоимость проезда также из эксклавов Москвы: Внуково, Толстопальцево, Некрасовка (через Люберцы-2), а также района Новокосино (через Реутово).
  • Горьковское направление пережило более безболезненно, так как фактически усреднилась стоимость проезда до Серпа и Молота и вокзала, Новогиреево осталось по старым правилам, а отурникечена только Чухлинка.

Основные направления

Направление Остановочных пунктов в границах Москвы (вкл. Москва-Пассажирская)
Смоленское направление МЖД 7
Курское направление МЖД 13 (включая пл. Битца и ст. Бутово)
Горьковское направление МЖД 7 (включая ст. Реутово)
Казанское направление МЖД 11
Киевское направление МЖД 4 в черте МКАД, 11 в пределах Москвы (до Толстопальцево).
Павелецкое направление МЖД 8
Рижское направление МЖД 8
Савёловское направление МЖД 9 (с учётом пл. Новодачная и Долгопрудная)
Ярославское направление МЖД 7 (из них 6 без дневного перерыва)
Октябрьская железная дорога
(Ленинградское направление ОЖД)
7
Алексеевская соединительная линия Платформы Савёловская, Станколит, Ржевская; станция Каланчёвская.
МК МЖД (МОЖД) В проекте.

Соединительные ветви

  • Алексеевская соединительная ветвь — 11 км от Курского до Белорусского вокзала с промежуточной станцией Каланчёвская и тремя остановочными пунктами. Имеет соединение с путями Рижского и Савёловского направлений. По ветви есть пассажирское движение.
  • Митьковская соединительная ветвь — 4 км от Москвы-Товарной-Рязанской до Москвы-3 с промежуточной станцией Москва-2-Митьково. Существует ответвление на станцию Николаевка.
  • Бирюлёвская соединительная ветвь (Курского и Павелецкого направлений) — 4 км от Царицыно до Бирюлёва-Товарного. Используется некоторыми пассажирскими поездами.
  • Соединительная ветвь Казанского и Горьковского направлений — 2 км между станциями Перово и Кусково.

Малое кольцо МЖД

Малое кольцо Московской железной дороги имеет соединительные ветви со всеми направлениями.

Прочие действующие ветви

  • Ветви на станцию Бойня от Казанского направления (станции Перово) и Малого кольца МЖД (станции Угрешская).
  • Симоновская ветка ППЖТ от ст. Бойня до завода «Динамо»
  • Ветви на станцию Москва-Южный порт от Курского направления (станции Люблино) и Малого кольца МЖД (станции Угрешская).
  • Электрозаводская ветка — 3,8 км от станции Черкизово Малого кольца до Электрозавода (МЭЛЗ, АТЭ). До конца 1980-х гг. была электрифицирована по трамвайному типу.
  • Подъездной путь ТЭЦ-23 — 3,1 км от станции Черкизово Малого кольца. Есть ответвления, в том числе на Черкизовский завод Метростроя.
  • Подъездной путь к Московскому коксогазовому заводу («Москокс») в г. Видное.
  • Путь к пос. Грибки.
  • Подъездной путь ст. Медведково ППЖТ «Промжелдортранс»
  • Ховринская ветка (в том числе подъездной путь ТЭЦ-21 и ТЭЦ-28).
  • Очаковская ветка (в том числе подъездной путь ТЭЦ-25).
  • Тушинская ветка (подъездной путь ММПО им. Чернышева).
  • Усовская ветка (с 1926 г.), начинается от станции Кунцево-1 Белорусского направления (отделяясь от основного хода у пл. Рабочий Посёлок). На территории Москвы находится 2,3 км этой ветки со станцией Кунцево-2 (пассажирское движение), а также 0,9 км ответвления пути на территории Рублёва с одноимённой грузовой станцией.
  • Подъездной путь завода «Серп и Молот».
  • Лосиноостровская ветка.
  • Подъездной путь Курчатовского института.
  • Подъездной путь ГКНПЦ им. М. В. Хруничева.
  • Подъездной путь Московского трубного завода и хладокомбината Айс-фили.
  • Перовский куст путей.
  • Подъездной путь Алексеевской соединительной ветви к Вагонному участку центрального направления (Правительственному спецвокзалу).

Закрытые железные дороги

  • Линия Нижегородского вокзала (1861 — 1950-е). В 1861-96гг. использовалась для отправления поездов на Владимир и Нижний Новгород, с 1896 — товарная станция. Ликвидирована в результате застройки района.
  • Бескудниковская ветка (19001987) длиной 8,5 км соединяла станции Бескудниково Савёловского направления и Лосиноостровская Ярославского направления.
Разобранный участок Краснобогатырской ветки
Бывшая станция «Октябрьские казармы»
  • Брянская соединительная ветвь (19071998) полной длиной 7,2 км соединяла пути Белорусского и Киевского направлений между станциями Белорусская-Товарная (первоначально от Брянского поста) и Киевская-Пассажирская. От неё существовало ответвление к пивоваренному заводу имени Бадаева (1,7 км) вдоль набережной Тараса Шевченко.
  • Ветка Очаково — Очаково-2 (19492006) имела длину 5,4 км (почти половина параллельно основным путям Киевского направления вплоть до платформы Матвеевская). Существовало ответвление к МГУ со станцией Ленгоры (использовалось при строительстве университета в 19491953 гг., позже предприятиями, закрыто в 2002 году) длиной 3,2 км (считая от горловины станции Очаково-2). Закрыта в связи с выводом обслуживаемых веткой предприятий и строительством новых корпусов МГУ и жилых зданий.
  • Лизинская ветка (1915 — 1950-е). Грузовая станция Лизино использовалась несколькими предприятиями Симоновской слободы (сейчас — Даниловский район), в том числе заводами «Динамо» и ЗиЛ.
  • Краснобогатырская ветка (построена, вероятно, в 1910-х, закрыта в 2006 году) — первоначально имела длину около 5 км и заканчивалась на территории завода «Изолит», проходя по мосту через реку Яузу и пересекая ул. Богородский Вал напротив современного здания Мосгорсуда. Участок от завода «Красный богатырь» до завода «Изолит» был разобран в конце 1960-х годов. Оставшийся участок ветки длиной 2,7 км соединял завод «Красный богатырь» со станцией МК МЖД Белокаменная. На начало 2007 года недействующий путь сохранялся примерно на половине длины ветки.
  • Канатчиковская ветка (19181998), отходила от станции «Канатчиково» Окружной железной дороги к заводам «Красный пролетарий», ЭНИМС и др. Часть путей была ликвидирована при застройке района улицы Вавилова в 1950-х, использование оставшихся было прекращено в 1998 г., вскоре они были демонтированы.
  • Октябрьская ветка до станции Октябрьские казармы, ответвление — подъездной путь ММЗ «Знамя труда» (построена в начале 20в., в основном демонтирована в 2004—2006 годах, оставшийся участок до тупика на 2-м Хорошёвском проезде не действует)
  • Подъездной путь ситценабивной фабрики в Кожевниках (закрыт в 2002). Ответвление в начале Павелецкой железной дороги, не использовался с конца 1990-х.
  • Подъездной путь совхоза «Коммунарка» (построен, вероятно, в конце 1950-х, не использовался с конца 1970-х, окончательно заброшен в конце 1980-х).

Закрытые дороги в Московской области

В середине 1990-х были закрыты следующие участки пригородного сообщения:

См. также

Ссылки

  • Официальный сайт МЖД
  • Сайт «Железнодорожная экзотика» о железнодорожных ветках и подъездных путях Москвы
  • Сайт «Московские „Железки“» о железнодорожных ветках и подъездных путях Москвы
  • Форум Московские «Железки»
  • О Бескудниковской ж/д ветке

Железные дороги Москвы.