Pentakomauto.ru

Pentakomauto.ru - красногвардейский блог

Боткин, Дмитрий Петрович
Перейти к: навигация, поиск

Дмитрий Петрович Боткин (1829, Москва — 1889, Харьковская губерния) — предприниматель, коллекционер, потомственный почётный гражданин. Совладелец чаеторговой фирмы «Петра Боткина сыновья». Председатель Московского общества любителей художеств (1877—1888), член Московского художественного общества, почётный член петербургской Академии художеств.

Биография

Родился 12 сентября 1829 года[1] в семье основателя чайной фирмы в Москве П. К. Боткина (1781—1853). В двух браках родилось 22 ребёнка, из них совершеннолетия достигли 14 человек.

Д. П. Боткин ещё в молодости увлёкся коллекционированием, главным образом картин, акварелей и рисунков. К 1882 году его собрание насчитывало свыше 100 картин, в том числе 86 — полотна западноевропейских художников, в основном французская живопись XIX века: полотна Ш. Ф. Добиньи, Ж. Б. К. Коро, Г. Курбе, Ж.-Ф. Милле, Т. Руссо, Ф. Руссо, К. Тройона; имелись картины австрийских, бельгийских, голландских, испанских, итальянских, немецких, шведских, швейцарских и американских художников. В приобретении картин ему помогал его друг, художник А. П. Боголюбов, постоянно живший в Париже[2].

Коллекция Боткина пополнялась при распродажах из художественных собраний: В. А. Кокорева (К. Тройон), Александра Борисовского (Т. Руссо), банкира и коллекционера А. Ф. Марка.

Пётр Боборыкин отмечал в 1881 году: «Сто с небольшим картин, находящихся у Д. П. Боткина, стоят в настоящую минуту, по крайней мере в пять раз больше того, что он за них заплатил. Некоторые мастера… Коро, Руссо, в особенности Мейссонье, Фортуни оказались баснословно дорогими. И теперь эта коллекция представляет собой на скромную оценку капитал в два миллиона франков».

Собрание Боткина до 1867 года размещалось в родительском доме в Петроверигском переулке (дом № 4).

Д. П. Боткин отличался набожностью. Женившись на Софье Сергеевне Мазуриной (1840—1889), внучке известного московского городского головы А. А. Мазурина[3], он обзавелся собственным домом, на улице Покровке (ныне д. № 27), приобретённым у Марка. Сюда каждый год привозили для молебна чудотворную Иверскую икону и образ Спаса из кремлевской часовни у Спасских ворот[4]. Здесь же была размещена коллекция Боткина. Здесь же была размещена галерея Боткина, представлявшая во второй половине XIX века одну из московских достопримечательностей. О Галерее Боткина упоминалось во многих путеводителях наряду с Третьяковской галереей и галереей К. Т. Солдатёнкова; три «картинные комнаты» с разрешения хозяина в определенные часы мог посмотреть любой желающий.

Сын, Сергей Боткин оставил мемуары, которые хранятся в архиве Колумбийского университета. В них он, в частности, рассказал об эстетических пристрастиях отца: «В его время… Моне и многие другие импрессионисты уже существовали, но не смогли еще переродить твёрдо установившегося вкуса и понимания тогдашнего поколения». Вместе с тем, Сергей Боткин отмечал, что отец «ушёл далеко от академических вкусов первой половины XIX века… всецело был под влиянием прелести» барбизонской школы. Знаток московского купечества Павел Бурышкин отмечал, что симпатии Боткина-собирателя, «были космополитичны и не заключали в себе ничего народнического, никакого стремления к отечественному». Наибольший интерес у Дмитрия Петровича Боткина вызывали ландшафты и исторические сцены.

Работы русских живописцев появлялись в собрании «случайным» образом: Три эскиза А. А. Иванова, попали к Боткину от брата Михаила, ставшего душеприказчиком художника; И. Н. Крамской выполнил портрет жены Боткина — С. С. Боткиной. Ещё имелись работы В. Г. Перова («учитель рисования»), В. В. Верещагина, В. Д. Поленова и др.

Д. П. Боткин принимал участие в открытии в Химках Арнольдовского училища для глухонемых; был членом попечительского совета Александровского коммерческого училища.

Скончался 26 мая 1889 года в семейном имении Тихий Хутор в Харьковской губернии. Был похоронен на кладбище московского Покровского монастыря (могила не сохранилась).

Коллекцию унаследовали сыновья Боткина; в 1896 году Сергей Дмитриевич часть картин увёз в Париж. Доля Петра Дмитриевича (1865—1931)[5] после 1917 года поступила в Музей изящных искусств[6]. Дочь Боткиных, Елизавета Дмитриевна, бывшая в первом браке за инженером Константином Густавовичем Дункером, была владелицей особняка на Поварской улице (дом № 9), для которого М. А. Врубель исполнил мозаичный триптих «Суд Париса», плафон с изображением цветов и панно «Венеция».

Большое собрание неизданных писем к нему В. П. Боткина хранилось в Пушкинском доме.

Коллекция

Л. Альма-Тадема
П. Деларош
Ж.-Л. Жером
В. Г. Перов


Примечания

  1. Неизданная переписка» (В. П. Боткин и И. С. Тургенев. — 1930. — 349 с.) ошибочно указан 1920-й год.
  2. Боголюбов вспоминал, что картины Тройона, Руссо, Добиньи, Коро и Зиема в Париже тогда «были баснословно дёшевы. Коро платили по 500 франков, 1000 и 2000. Тройон стоил 8 тысяч, а Добиньи — тысячу».
  3. Её отец, Сергей Александрович, владелец Реутовской мануфактуры, также был коллекционером.
  4. Семья Боткиных
  5. В 1903 году включала около 130 полотен.
  6. Портрет жены П. Д. Боткина, софьи Михайловны, выполнил В. А. Серов в 1899 году.
  7. Открытки с репродукциями

Ссылки

  • Полунина Н. М. Биография
  • Семёнова Н. Барбизон на Покровке


Боткин, Дмитрий Петрович.