Pentakomauto.ru

Pentakomauto.ru - красногвардейский блог

Авиакатастрофа под Токио 12 августа 1985 года
Катастрофа рейса JAL 123
Общие сведения
Дата

12 августа 1985

Характер

Ошибка при ремонте, потеря управления

Место

с. Уэно, Гумма, Япония

Погибшие

520

Воздушное судно
Модель

Боинг-747

Авиакомпания

JAL

Пункт вылета

Токио, Япония

Пункт назначения

Осака, Япония

Бортовой номер

JA 8119

Пассажиры

509

Экипаж

15

Выживших

4

Боинг 747 Japan Airlines, потерявший хвостовое оперение. Компьютерная симуляция.

36° с. ш. 138° в. д. / 36.001389° с. ш. 138.693889° в. д. (G) (O)

12 августа 1985 г. Боинг-747SR компании «Japan Airlines», регистрационный номер JA 8119, совершавший рейс JAL 123, потерпел катастрофу недалеко от горы Такамагахара, село Уэно, префектура Гумма, Япония, в 100 км от Токио.

Это вторая по количеству жертв после трагедии на острове Тенерифе катастрофа за всю историю авиации (не считая террористический акт 11 сентября 2001) и крупнейшая катастрофа одного самолёта. 15 членов экипажа и 505 пассажиров погибли. Выжило только 4 человека (все оказались женщинами): 24-летняя Юми Отиаи, сотрудница компании «Japan Airlines», 34-летняя Хироко Ёсидзаки со своей 8-летней дочерью Микико, и 12-летняя Кэйко Каваками. Последняя была найдена сидящей на дереве.

Содержание

Последовательность событий

В 18:12 по местному времени Боинг-747 взлетел из Международного аэропорта Токио. Борт следовал в Осаку. Через 12 минут после взлёта во время набора высоты у самолёта разрушился киль. Эта поломка повлекла за собой ряд других технических неполадок. Упало давление в салоне. Отказали гидравлические системы самолёта. Воздушное судно стало неуправляемым и начало терять высоту. На высоте 4100 метров командир экипажа доложил, что самолёт неуправляем. Экипаж Боинга до последнего момента пытался контролировать полёт, изменяя тягу двигателей. В 18:56 рейс JAL 123 исчез с экранов радара на высоте 2100 метров.

Спасательная операция

Погибший самолёт JA8119. Фото осени 1982 года

Конкуренция между многочисленными японскими службами спасения послужила причиной неразберихи и задержек, в то время как жертвы крушения ждали помощи. Военно-воздушные силы США предложили свою помощь в поиске. Американский вертолёт первым обнаружил место падения спустя 20 минут после катастрофы и передал координаты японским спасателям. По ним вылетел японский вертолёт, однако его экипаж следов выживших не нашёл. Не имея возможности приземлиться из-за склона в 45 градусов, а также из-за бушевавшего практически на всей площади пожара, капитан вертолёта Амори принял решение вернуться на базу. Через 14 часов после крушения на место всё же прибыла команда спасения японских сил самообороны. Она обнаружила четырёх выживших пассажиров, пострадавших от переохлаждения. Их немедленно доставили в токийский госпиталь. В ходе дальнейших поисковых работ были извлечены бортовые самописцы, а также обнаружено большое количество записок пассажиров, в которых они прощались с семьями и родственниками.

Расследование катастрофы и последствия

Японская комиссия по расследованию катастрофы установила:

Компьютерная симуляция повреждения хвостовой части самолёта
  • 2 июня 1978 года этот самолёт задел хвостовой частью взлётно-посадочную полосу, в результате чего был повреждён хвостовой гермошпангоут — переборка, отделяющая хвостовой пассажирский салон лайнера, в котором поддерживается примерно постоянное давление воздуха, от негерметичной хвостовой части самолёта.
  • Однако во время ремонта техники авиакомпании, вместо того чтобы соединить половинки гермошпангоута усиливающей накладкой и двумя рядами заклепок, решили обойтись всего одним рядом. Под воздействием переменных нагрузок во время цикла «взлет — посадка» металл толщиной 0,9 см в местах сверления постепенно разрушался и в конце концов не выдержал.
  • При наборе высоты в роковом полёте, ослабленный гермошпангоут не выдержал давления и разрушился. При этом он перебил трубопроводы гидравлических систем. Вырвавшийся из салона под большим давлением воздух поступил в полость киля, не рассчитанную на такую нагрузку. Это привело к отрыву большей части киля и повреждению горизонтального оперения. Самолёт стал практически неуправляем.

Авиакомпания «Japan Airlines» приняла на себя часть ответственности за катастрофу, так как должным образом не проверила отремонтированный самолёт. Президент авиакомпании «Джапан эйрлайнз» Ясимото Такаги подал в отставку, а начальник технической службы авиакомпании в аэропорту Ханеда покончил жизнь самоубийством.

См. также

Ссылки

  • 520 lost (англ.). Flight Safety Australia. — Vol. 9, no. 4 (July, August 2005); page 28-33
  • Анимация катастрофы рейса JAL 123 (яп.)
  • Оригинальная запись переговоров экипажа (на японском языке) (WAV)
  • Переговоры экипажа (перевод на английский язык)
  • Фотография самолёта до катастрофы
  • Japan Airlines Flight 123 (англ.)
  • Расследование авиакатастроф - Без управления

Авиакатастрофа под Токио 12 августа 1985 года.